post

Что оказывает влияние на формирование самооценки?

Статья№11_Самооценка_1

Годовалый Петя, только-только научившийся делать свои первые шаги, гуляет с папой в парке. Разумеется, Петя хочет идти сам – ведь так весело использовать свои новые способности! Он старательно вышагивает по направлению к двум голубям, сидящим на траве, но птицы неожиданно улетают. Петя подается назад и падает, затем поворачивается и, заревев, ползет к отцу. Папа, все это время наблюдавший за Петей, быстро к нему подходит, поднимает и начинает утешать. Петя быстро успокаивается. Он опять тянется вниз, и не теряя времени даром, топает к новой цели – на сей раз его заинтересовала песочница.

Этот простой пример поможет проиллюстрировать перемещение ребенка в круге безопасности – модели, иллюстрирующей основополагающие потребности ребенка. Если родители осознают, в чем нуждается ребенок, им будет легче удовлетворять его потребности таким образом, чтобы поддержать его самооценку.

Петя выходит исследовать мир («Хочу посмотреть на голубей»), а когда происходит что-то непонятное и пугающее, возвращается к отцу, который за ним присматривает («Папа, мне страшно, помоги!»). Круг безопасности иллюстрирует этот основополагающий цикл ребенка: родители – надежная база, ребенок может покинуть их и вернуться обратно в случае необходимости. Петя с любопытством выходит в мир к голубям, потому что знает, что у него за спиной папа, который его поддержит. И когда происходит что-то угрожающее, малыш сразу обращается за помощью. Он быстро дает себя успокоить и опять направляется навстречу миру.

У всех детей есть эти две основополагающие потребности: потребность в безопасности и потребность в исследовании. Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно легко заметить эти цикличные передвижения между безопасностью, надежностью и исследованием: выйти в мир, чтобы его исследовать, учиться и постигать, а потом обратно, к маме или папе – в безопасность, за поддержкой и утешением.

Мы можем сказать, что ребенок, выходя в мир, «говорит» с нами на экзистенциальном уровне о своих потребностях, прежде всего о базовой потребности, проиллюстрированной в нижней части круга – потребности в безопасности:

Защити меня, я не выживу без всеобъемлющей заботы.

Утешь меня, помоги разобраться со своими чувствами.

Успокой меня, чтобы я научился справляться со стрессом и препятствиями.

Будь терпелив, будь рядом со мной, чтобы я со временем научился успокаиваться сам.

Будь со мной, когда я в тебе нуждаюсь!

Затем ребенок говорит с нами о том, что отражено в верхней части круга, – о потребности в исследовании:

Позволь мне получить новый опыт.

Поддержи меня, когда я пробую свои силы и знакомлюсь с окружающим миром.

Присматривай за мной, забери меня к себе, если увидишь, что я ухожу дальше, чем могу выдержать.

Порадуйся вместе со мной!

Привязанность: надежная и ненадежная

Если круг функционирует нужным образом, то у ребенка развивается надежная привязанность. Это значит, что он использует родителей в качестве базы для начала исследования и ищет у них безопасного укрытия, когда расстраивается, сталкивается с трудностями или угрозой. Как Петя в нашем примере. «Безопасное укрытие» означает, что ребенок считает для себя естественным искать помощи и утешения у мамы и папы. С надежной базой за спиной ребенок может доверчиво выходить в мир и изучать его в соответствии со своими возрастными особенностями. Ребенок знает, что ему позволено бояться и проявлять беспокойство, он убежден, что ему помогут. Надежная привязанность возникает при условии, что мама и папа прислушиваются к потребностям ребенка (особенно если он по той или иной причине испытывает беспокойство или неудовольствие), чутко и благожелательно отвечают на его потребность в заботе. Надежная привязанность предполагает, что мама и папа позволяют ребенку оторваться от них для вылазки в мир, что они не защищают его сверх меры и не удерживают при себе, когда он стремится их покинуть. Такие родители поддерживают и поощряют пытливость и любознательность своих детей.

Ненадежная привязанность возникает, когда естественные передвижения ребенка в круге безопасности затрудняются или останавливаются. Это может происходить потому, что родители по какой-то причине часто недоступны для ребенка и поэтому он вынужден самостоятельно справляться с ситуациями, в которых ему требуется помощь. Или же родители слишком привязывают к себе ребенка и удерживают его при себе – вероятно, из-за собственной потребности в близости. В таком случае естественное стремление ребенка к исследованию ограничивается.

Что влияет на самооценку?

Нарушение привязанности плохо действует на самооценку, поскольку истинные чувства и эмоции искажаются. Они или подавляются (избегание), или гипертрофируются (амбивалентность) и таким образом создают путаницу и замешательство в отношении ребенка к самому себе во взаимодействии с другими. Жизнь детей с избегающей и амбивалентной привязанностью часто складывается вполне нормально, однако дети, не имеющие подобных нарушений, отличаются более устойчивой и здоровой самооценкой. Нарушения привязанности приводят к тому, что дети недостаточно хорошо познают собственный внутренний мир, и это мешает им уверенно ориентироваться в пространстве социального взаимодействия, где нам все время необходимо истолковывать эмоциональные процессы в себе и других. И вырастают в неуверенных в себе взрослых.

Если родители замечают в своих детях тенденции к подобному развитию, то они не должны думать, что с их детьми что-то не так. Родители должны посмотреть на самих себя, и должны больше работать, развивая чуткость к потребностям ребенка, которые располагаются как вверху, так и внизу круга безопасности. Полезно задавать себе периодически такие вопросы:

Рядом ли я, когда ребенок во мне нуждается?

Представляю ли я надежную базу, ободряю ли своего малыша, когда он проявляет желание познавать мир?

Позволительно не всегда находить нужный баланс, но стоит попытаться быть осознающим родителем. И просить помощи, когда в ней нуждаешься.

В статье использованы фрагменты книги «Самооценка у детей и подростков», автор – Гюру Эйестад,  2014

Автор фото: firestock

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>