post

КАК ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Стоит коснуться темы кризиса в разговоре с другом, клиентом или соседом по лестничной клетке – и тут же попадаешь в увлекательный мир трансформаций, которые произвела в массовом сознании «философия потребления». Как изменятся стереотипные взаимоотношения человека и вещей в ближайшем будущем?

Выжить после

Как отражается в зеркале психологической помощи повальное снижение покупательной способности? Понятное дело, что те, кого кризис довел до уровня выживания, не попадут на прием к психологу. Просто потому, что у них нет денег. Однако опыт общения с такими людьми показывает, что они как раз довольно быстро перестраивают свои потребности под новый уровень возможностей. Привычка к бедности страхует от больших психологических потрясений, поскольку человек и так привык к тому, что не может себе ничего позволить. А в его взаимоотношении с деньгами присутствует фатализм – «будет как будет, все равно денег нет». Переживать из-за кризиса бедный человек начинает, только когда речь заходит о физическом выживании. К психологам же на прием попадают те, кто даже в кризис может оплатить их услуги, – представители «среднего класса».

Иллюзия величия

Доля «психологической составляющей» в любом товаре увеличивается с каждым годом, доходя порой до ста процентов. Поскольку все, чем занимается громадная индустрия рекламы, это приписывает различным вещам невозможные свойства – от способности создавать ощущение домашнего уюта до возможности почувствовать себя «настоящим мачо» или «обалденно красивой женщиной». В результате вполне себе обычные товары начинают обслуживать те же психологические потребности и проблемы, что бульварные романы и кинофильмы. Только если в кино мы погружаемся в вымышленный мир часа на полтора – два, то в случае с «брендовой» покупкой иллюзия собственного величия может не покидать нас неделями и даже месяцами. Кроме того, реклама еще и подсказывает потребителю, какие именно эмоции и чувства он должен испытывать, став обладателем заветной покупки. Отлично работает для тех, кто так и не научился генерировать чувства самостоятельно.

Двойная философия

Кроме того, произошел переворот в массовом понимании того, какой товар можно назвать хорошим и качественным. Сегодня бесполезно с ностальгией вспоминать первые японские магнитофоны, производители которых без шуток давали гарантию на пятьдесят лет исправной работы. Потому как те же самые производители очень быстро сообразили, что такая долговечность оборудования в конечном итоге их же и оставит без работы. И философия потребления быстренько изменила свой вектор с надежности и долговечности на новизну и эксклюзивность. Вообще, это гениальная придумка – массовое производство эксклюзивных вещей! Причем два последних показателя в какой-то момент стали потребительской самоцелью. Потому что сторонникам «старой» потребительской философии довольно трудно объяснить, в чем преимущества айфона, максимальный срок службы которого исчисляется двумя-тремя годами, перед простеньким, но «неубиваемым» годами мобильным телефоном. Конечно, если не следовать логике разработчиков все новых и новых программных примочек, а помнить об изначальном его «телефонном» предназначении. На фоне презрительного отношения к долговечности оборудования забавно смотрятся возгласы экологов о загрязнении планеты отходами. А куда всю эту «устаревшую» технику прикажете девать?

Гонка за улучшениями

Кстати, это тоже один из приемов создания спроса – втискивать в один «гаджет» все больше и больше функций, при этом качество выполнения самих дополнительных возможностей уже мало кого волнует, поскольку предложение довольно давно уже формирует спрос, а не наоборот. Благо подрастающему поколению уже надежно вдолбили в головы простую аксиому: «Новое – всегда лучше старого». Для примера можно взять хотя бы эпидемию «селфи», которая стала возможна исключительно из-за появления встроенных самонаводящихся камер. При этом к фотографии «селфи» не имеют никакого отношения, удовлетворяя подростковую психологическую потребность запечатлевать себя как можно чаще, чтобы сформировать представление о своем быстро меняющемся телесном облике. Длительность использования вещи в какой-то момент стала свидетельствовать не о ее качестве, а о способности ее хозяина заработать на обязательную обновку. Как говорят в таких случаях удивленные сторонники бесконечного обновления, «ему это по статусу уже давно положено», имея в виду обязательную смену марки машины, часов, обуви и подруги в связи с подъемом по социальной лестнице. Давление философии потребления не стоит недооценивать. Ведь в какой-то момент использование устаревшей модели того же телефона начинает восприниматься окружающими не просто как «отставание от моды», а как проявление маргинальности.

Ты не такой как все

По этой причине с определенной ступени общественной иерархии позволить себе одеваться по-простецки могут только очень богатые люди. Другими словами, для того, чтобы появиться в джинсах и футболке на публичном мероприятии, нужно быть как минимум Цукербергом. Кстати, до такого появления должно дожить еще и общество в целом. Недаром моду для богатых людей одеваться «как все» ввели в странах, где господствует так называемый «старый капитал» – там, где первые миллионы были заработаны (как правило, не очень моральным способом) дедушками и прадедушками нынешних обладателей миллиардных состояний.

Ловушки брендов

Понятное дело, что в такой ситуации проблем с кризисом намного меньше у тех, кого и до кризиса мало волновало, какая модель айфона скоро поступит в продажу. И, прошу заметить, не потому, что его не на что купить, а просто потому, что человеку глубоко плевать на сей суперважный для мировой общественности факт. Просто его самоощущение и самооценка никак не связаны с тем, какой марки часы он носит на руке, какой марки авто возит его на работу и имя какого дизайнера красуется на лейбле его костюма. Но такого народа в результате массовой обработки осталось очень немного. Ведь за последние двадцать лет уже выросло второе поколение идущих в ногу с мировыми трендами молодых людей – из тех, которые в школьные годы гнобили одноклассников за отсутствие у них «крутых» мобилок или дорогой одежды.

Народная мудрость

Каждый из нас психологически защищается от обеднения, как может. Вот несколько версий того, что надо делать в сегодняшней ситуации, подсмотренных автором на различных форумах. Включать «самодисциплину». Некоторые считают, что достаточно просто подумать: «Ура! Я себя дисциплинирую! Наконец-то есть возможность не покупать всякую фигню, которая портит здоровье и фигуру» – и «излишества» станут мгновенно не нужны. Оставить только самое важное. Например: «Я буду экономить на всем! Минимизирую траты на еду, одежду, но на работу продолжу ездить на машине. Это позволит мне сохранить свой статус!» Относиться к экономии как к квесту. «Что может быть проще? Найду такого же качества товары, но подешевле. Дойду до нужного места пешком, заодно и попу подкачаю». К тому же не стоит забывать, что у значительной части ныне живущего населения за спиной маячат знаменитые девяностые, которые являются для них мерилом социального неблагополучия. А поскольку психологическая планка экономического падения задана, то все, что выше ее уровня, напугать всерьез не может.

 

Источник: http://www.psyh.ru/rubric/14/articles/2594/

Автор – Андрей Гусев

© Наша Психология

Автор фото: firestock

Добавить комментарий