1.ВВЕДЕНИЕ.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день распространению практики семейного воспитания приемных детей препятствует, главным образом, низкая осведомленность общества о проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и доступной поддержки. Очень часто принятию решения об усыновлении ребенка мешают множественные негативные стереотипы об особенностях приемных детей, отсутствие информации о бесплатных службах помощи замещающим семьям, о программах обучения приемных родителей.

Еще одна общественная установка, препятствующая распространению семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей – убежденность в том, что дети-сироты – забота исключительно государства, а не общества.

Существенно повлиять на решение этих проблем может качественная и профессионально подготовленная социальная информационная служба, призывающая граждан стать приемными родителями и информирующая население о доступной поддержке для приемных семей.

Под подготовкой замещающих родителей понимается специализированное (обычно краткосрочное) обучение граждан, заявивших о своем желании стать усыновителями, опекунами или приемными родителями, по вопросам, связанным с воспитанием приемного ребенка.

Обучение организуется в виде лекционных курсов, семинаров или тренингов и называется «Школой приемных родителей». Замещающее родительство рассматривается как деятельность по развитию, воспитанию, реабилитации и социализации приемного ребенка.

Осуществляя данную деятельность, замещающий родитель выступает в двух ипостасях: «родитель» и «профессионал». Замещающий родитель выступает в роли профессионала, с нашей точки зрения, того, что он принимает в большинстве случаев в свою семью ребенка, не являющегося ему кровным родственником, и осуществляет реабилитационную и корригирующую функции, связанные с преодолением проблем в развитии и поведении ребенка, обусловленных его историей развития до приема в замещающую семью.

Лица, желающие стать замещающими родителями, должны иметь полное представление об этой роли, о своих  правах и обязанностях в зависимости от формы устройства ребенка в семью.

Очень важно сформировать у приемных родителей реалистичные ожидания по отношению к ребенку, верные представления о способах преодоления возможных трудностей, как на этапе интеграции приемного ребенка в семью, так и на последующих этапах взаимодействия с ним. Эта работа может оказывать положительное влияние на уровень успешности адаптации приемного ребенка в семье, на уровень эффективности действий приемных родителей и снижение риска возможного неблагоприятного варианта психического развития ребенка и перехода его в категорию «проблемного». Грамотная подготовка приемных родителей помогает предотвратить «вторичный» отказ от детей, принятых семьями на воспитание.

Целью работы «Школы» является подготовка усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей. Программа подготовки направлена на формирование у слушателей необходимого для этих целей комплекса знаний, который включает в себя набор необходимых сведений из психологии, медицины, педагогики, юриспруденции.

Программа является общей для подготовки всех замещающих семей вне зависимости от формы устройства ребенка в семью, так как:

  • все замещающие родители сталкиваются со сходными проблемами в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей.
  • только подробно ознакомившись во время подготовки со структурой системы семейного устройства и особенностями развития и поведения детей, оставшихся без попечения родителей, можно совершить осознанный выбор наиболее приемлемой для своей семьи формы устройства ребенка в семью.

Процесс подготовки и отбора замещающих родителей помогает кандидатам научиться лучше понимать причины того или иного варианта развития и поведения ребенка. В ходе тренинга кандидаты в замещающие родители, пережив и прочувствовав ситуации, которые могут возникнуть в будущем, имеют возможность более реально оценить свои силы и способности, более взвешенно и осмысленно принять решение о том, какого ребенка они смогут принять на воспитание в свою семью и смогут ли они принимать каждодневное участие в благородной задаче, направленной на  «воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные программы»[1].

Подготовка и отбор кандидатов в  замещающие родители – это единый процесс работы с кандидатами в замещающие родители, который  должен проходить в три этапа:

  1. Первый этап – отборочно-подготовительный.

Цель: информирование кандидатов в замещающие родители о формах семейного устройства, первичная оценка и самооценка кандидатов с целью выявления их мотивации и готовности к приему ребенка в семью.

Данный этап подготовки проводится квалифицированными психологами и социальными педагогами в индивидуальной и групповой форме. Включает в себя индивидуальное консультирование по телефону, информационную встречу, структурированное индивидуальное интервью, собеседование с психологом с целью согласования формы и сроков прохождения дальнейшей подготовки, ее целей и задач.

  1. Второй этап – углубленная подготовка и всестороннее обследование личности и семейной системы кандидатов в замещающие родители. Включает в себя: обучающе-психологический тренинг, индивидуальные и групповые собеседования с кандидатами в замещающие родители и членами их семей, самостоятельную домашнюю работу кандидатов в замещающие родители. Проводится в индивидуальной и групповой форме квалифицированными психологами, социальными педагогами.
  2. Третий этап – итоговое собеседование по итогам прохождения курса подготовки и составление социально-психологической характеристики кандидатов в замещающие родители.

В результате подготовки у кандидатов в замещающие родители  должно сложиться представление о целостной системе устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с кандидатами в замещающие родители, до того как они возьмут к себе детей, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток усыновления или помещения ребенка на воспитание, снижается число отказов от воспитания.

 

 

1.2. ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цели курса:

  • предоставление правовой информации, связанной с устройством в семью и воспитанием приемного ребенка;
  • предоставление знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирование навыков эффективного взаимодействия с ребенком и понимания причин поведения детей;
  • оценка семьей своих ресурсов, областей риска и готовности к принятию ребенка;
  • содействие принятию семьей осознанного, основанного на информации, решения о возможности стать приемными родителями, опекунами, усыновителями;
  • построение партнерских отношений с семьей для осуществления дальнейшего сопровождения.

 

Задачи курса:

  • познакомить с существующими формами устройства ребенка в семью;
  • разъяснить кандидатам в замещающие родители их права и обязанности как замещающих родителей;
  • стимулировать процесс осознания кандидатами в замещающие родители наличия и необходимости формирования воспитательских компетенций замещающих родителей;
  • дать знания по детской психологии, о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
  • познакомить с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье; научить кандидатов в замещающие родители рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий как единое целое;
  • помочь в формировании у кандидатов в замещающие родители представления о семье как системе;
  • создать условия для осознания и оценки кандидатами в замещающие родители своей готовности и имеющихся ресурсов ограничений к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, пути дальнейшего самосовершенствования как воспитателей приемного ребенка;
  • создать атмосферу партнерских отношений в группе кандидатов в замещающие родители для осуществления ими дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;
  • изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения в них детей.

 

 

1.3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КАНДИДАТАМИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

По завершении курса кандидаты в замещающего родителя должны:

Иметь представление:

  • о возможности контакта ребенка с кровными родителями и родственниками;
  • об особенностях развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, и потребностях его нормального развития;
  • о важности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
  • о безопасном воспитании приемных детей разного возраста, жизненного опыта, с особыми потребностями развития, в семье и вне семьи;
  • об ответственности, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
  • о семье как системе;
  • о своих возможностях как замещающих родителей;
  • о воспитательских компетенциях (знания и умения) необходимых замещающему родителю.

 

Знать:

  • свои права и обязанности как замещающих родителей;
  • закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
  • о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
  • причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
  • особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
  • этапы и особенности переживания горя, способы оказания помощи ребенку на разных этапах;
  • санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье;
  • способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
  • методы и приемы полового воспитания в семье.

 

Уметь:

  • использовать знания для анализа имеющихся у кандидатов в замещающие родители воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности и имеющихся ресурсов и ограничений, как личных, так и системы в целом, к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций как замещающих родителей;
  • рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий как единое целое;
  • выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
  • осознать необходимость принятия своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
  • быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
  • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • понимать связи между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
  • оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;
  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;
  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

 

 

  1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

 

2.1.  ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ ТРЕНИНГА

 

Цели:

  • создание эффективно работающей группы тренинга подготовки замещающих семей;
  • установление рабочего контакта психолога-ведущего тренинга с кандидатами в замещающие родители;
  • первичная оценка мотивации кандидатов в замещающие родители на прием ребенка в семью;
  • первичное прояснение готовности и возможности кандидатов в замещающие родители принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью;
  • выявление степени готовности к активному участию в процессе подготовки замещающих семей всех взрослых членов семьи кандидата(ов) в замещающие родители;
  • мотивирование на включение в рабочий процесс подготовки;
  • информирование о правилах и условиях тренинга подготовки замещающих семей.

 

 

2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВУ ГРУППЫ ТРЕНИНГА

 

Группа участников формируется из лиц, изъявивших желание стать опекунами, усыновителями или приемными родителями и обратившихся на добровольной основе в ГБУ ЦСПСиД «Западное Дегунино» для участия в цикле занятий – тренинге. Перед началом занятий кандидаты в замещающие родители проходят собеседование с психологом – ведущим тренинговой группы по подготовке замещающих семей, имеют право включить кандидатов в состав текущей группы, либо  не включать, на основании объективных причин, затрагивающих личную жизненную историю клиента (кандидата), требующую индивидуальной психологической подготовки.

С целью эффективной работы группы и включенности в активную работу каждого участника количество в группе не должно превышать 12 человек. Группы тренинга подготовки замещающих семей гетерогенны по своему составу. Чтобы участники чувствовали себя безопасно, следует приглашать в группу людей со сходным опытом (образование, социальный статус) и семейной структурой (например, 2-3 одиноких человека без детей, 2-3 одиноких с детьми, 2-3 супружеские пары без детей, 2-3 супружеские пары с детьми). В группу следует включать не более одного кандидата пережившего травматический опыт (насилие, смерть ребенка и др.). В процессе формирования группы тренинга следует учитывать жизненный опыт каждого участника — его религиозные убеждения, культурные ценности и другие важные характеристики.

Формирование группы тренинга включает в себя собеседование специалистов «Службы» по подготовке замещающих семей с кандидатами в замещающие родители.

Желательно, чтобы на собеседовании и в последующих занятиях «Школы» присутствовали оба супруга. Также, допускается участие других членов семьи (при их желании), например, родителей кандидатов, детей подросткового возраста или старше, и др. Это позволит членам семьи сформировать общее видение ситуации, а также будет основой для согласованных действий в будущем, при воспитании приемного ребенка.

Включение в группу людей с разным жизненным опытом, разными взглядами, разного социального положения обычно не является препятствием для успешного проведения занятий, а, наоборот, служит благоприятным фактором.

Не рекомендуется включать в состав группы участников, которые находятся в нестабильном психологическом состоянии, недавно пережили стресс или психологическую травму, поскольку предлагаемая программа не имеет психотерапевтических или психокоррекционных целей. Более того, актуальный стресс или травма относятся к факторам риска для будущей замещающей семьи, поэтому наиболее оптимальным шагом для такого человека будет отложить на время идею о принятии ребенка в семью и обратиться за психологической помощью.

Качество собеседований с кандидатами в замещающие родители определяется психологом и  социальными педагогами в зависимости от количества членов семьи, вопросов, необходимых для прояснения ситуации в семье и воспитательских компетенций семьи. Собеседования могут проводиться индивидуально с каждым кандидатом в замещающие родители, с супружеской парой, со всеми взрослыми членами семьи кандидата. Собеседование может проводить социальный педагог и (или) психолог «Службы» по подготовке замещающих семей.

 

 

2.3.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.  Введение в Курс подготовки. Этапы развития ребенка.

Тема 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей, принимающих ребенка на воспитание.

Тема 3.  Этапы развития ребенка.

Тема 4. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие семьи с органами опеки и попечительства и иными  организациями, предоставляющими  услуги детям и семьям.

Тема 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Тема 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Тема7. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание.

Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Тема 9. Здоровье приемного ребенка. Санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка в семье.

Тема 10. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению  рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.  Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Тема 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации  ребенка.

Тема 12. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации  ребенка. Подведение итогов освоения Курса подготовки лиц, желающих  принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

 

  1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

 

3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕНИНГА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

 

Цель: содействие формированию социально-психологической готовности кандидатов в замещающие родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Категория слушателей: кандидаты в замещающие родители, замещающие родители.

Срок обучения: 2 месяца (50 ч.).

Форма обучения: очная. Занятия проводятся в форме группового психологического тренинга, практических заданий, с использованием элементов психологического тренинга.

Режим занятий: вечернее время.

 

 

Тема занятий Лекции Практические Индивид. Всего часов Форма контроля
1

 

Введение в Курс подготовки.

Этапы развития ребенка.

2 2 1 5 Дом.

задание

2

 

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей, принимающих ребенка на воспитание. 2 2 4 Дом.

задание

3 Этапы развития ребенка. 1 3 4 Дом.

задание

4

 

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими  услуги детям и семьям 4 4 Дом.

задание

5

 

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. 2 2 4 Дом.

задание

6

 

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). 2 2 4 Дом.

задание

7

 

Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание. 2 2 4 Дом.

задание

8

 

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления  «трудным» поведением ребенка. 2 2 4 Дом.

задание

9 Здоровье приемного ребенка.

Санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка в семье.

4 4 Дом.

задание

10 Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. Особенности полового воспитания приемного ребенка. 2 2 4 Дом.

задание

11 Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. 1 3 4 Дом.

задание

12 Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Подведение итогов освоения Курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей 1 3 1 5 Дом.

задание

Всего 25 23 2 50

 

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

 

Тема 1. Введение в Курс подготовки. Этапы развития ребенка.

  • Проведение индивидуального собеседования (структурированное интервью);
  • Выявление ожиданий и опасений участников;
  • Ознакомление Слушателей с целями, задачами, содержанием и порядком подготовки;
  • Основные понятия и определения, применяемые при подготовке, в том числе понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения;
  • Знакомство участников, создание командной атмосферы работы. Установление контакта в группе тренинга. Создание в группе чувства безопасности и доверия. Выработка правил работы в группы на тренинге. Решение организационных вопросов. Сбор ожиданий и опасений участников тренинга;
  • Формирование представлений о будущем приемном ребенке. Какие дети остаются без попечения семьи. Отличительная характеристика детей-«отказников» и детей, изъятых из семьи. Проблема с определением пола и возраста приемного ребенка. Понимание преимуществ и ограничений разных возрастных групп детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Тема 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей, принимающих ребенка на воспитание.

  • Составляющие мотивации приемного родительства. Влияние мотивации приемных родителей на развитие установление детско-родительских отношений. Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка;
  • Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, модель замещающей семьи, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, усвоение социальных ролей будущих членов общества (умение устанавливать личностные и социальные связи));
  • Проведение оценки Слушателями своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

 

Тема 3. Этапы развития ребенка.

  • Социальная ситуация развития ребенка в младенчестве. Эмоциональное общение ребенка с близким взрослым и его роль в психическом развитии младенца. Основные новообразования возраста. Феномен младенческого госпитализма. Кризис одного года;
  • Особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет. Кризис одного года. Первые признаки самосознания, возникновение «Я». Кризис трех лет: сущность, феноменология. Прохождение процесса сепарации-индивидуации в ситуации нормального развития и развития ребенка с нарушением привязанности. Основные задачи и социальная ситуация развития в первые годы жизни и трудности в их разрешении для детей оставшихся без попечения родителей;
  • Основные задачи и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте и трудности в их разрешении для детей оставшихся без попечения родителей;
  • Общая характеристика психического развития дошкольника. Общение в игре. Игра, как коррекционно-развивающий ресурс. Особенности психологического кризиса 7 лет. Психологическая готовность ребенка к школе в контексте приемной семьи. Особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей, лишившихся родительского попечения;
  • Основные задачи и социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и трудности в их разрешении для детей оставшихся без попечения родителей;
  • Обучение как ведущий вид деятельности. Формирование чувства личностной компетентности у приемного ребенка, как условие формирования ответственной жизненной позиции приемного ребенка;
  • Общая характеристика подросткового возраста. Специфика межличностных отношений подростка с взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста. Особенности протекания подросткового кризиса у приемных детей;
  • Соотношение различных сфер развития ребенка (физического, эмоционального, интеллектуального, социального, сексуального), их взаимосвязь на разных возрастных этапах развития ребенка.

 

 

 

 

 

Тема 4.  Основы законодательства Российской Федерации об устройстве

 детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими  услуги детям и семьям.

  • Правовое положение детей и основания их устройства на воспитание в семью.Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), виды опеки (возмездная и безвозмездная), различия между формами семейного устройства;
  • Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации клицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка.Получение заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
  • Представление гражданам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • Посещение организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации организации. Реализация права и проведение независимого медицинского обследования ребенка;
  • Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Подготовка и подача заявления в суд. Принятие судом решения об усыновлении ребенка;
  • Оформление органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства и перечень документов.Оформление (переоформление) документов на ребенка после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
  • Меры социальной поддержки семей, принявших ребенка, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.Защита опекунами (попечителями) личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
  • Осуществление органами опеки и попечительства контроля условий жизни и воспитания ребенка, переданного на воспитание в семью. Представление опекунами (попечителями) ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
  • Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей). Последствия прекращения усыновления, опеки и попечительства;
  • Возмещение ущерба, нанесенного ребенком принявшей его семье. Ущерба, нанесенного семьей приемному ребенку. Ущерба, нанесенного третьими лицами ребенку и принявшей его семье. Обжалование решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
  • Функции семьи, принявшей ребенка на воспитание;
  • Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, сорганами опеки и попечительства, с помогающими организациями,оказывающими медико-социальную, психолого-педагогическую июридическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Взаимодействие семей, принявших ребенка на воспитание, с социальным окружением и родительским сообществом;
  • Информирование Слушателей о доступной инфраструктуресоциальных услуг для семей, принявших ребенка на воспитание в городеМоскве.

 

Тема 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Диспропорции развития ребенка.

  • Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, эмоциональное насилие, физическое и сексуальное) и их последствия для физического, интеллектуального, эмоционального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития;
  • Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
  • Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания;
  • Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
  • Оценка Слушателями своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

 

Тема 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

  • Внутренний мир ребенка, изъятого из семьи;
  • Понятия «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), возможности оказания помощи ребенку на разных этапах;
  • Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
  • Депривация, ее виды. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у детей. Возможности коррекции нарушений вследствие депривации потребностей разных уровней на разных этапах возрастного развития детей;
  • Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Причины возникновения и последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности. Типы нарушенной привязанности (избегающая, негативная (невротическая), амбивалентная, размытая, дезорганизованная) и адаптивного поведения детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Последствия множественных утрат привязанности и вторичного сиротства для ребенка.

 

Тема 7. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание.

  • Как найти друг друга. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей и попадают в детский дом;
  • Как помочь ребенку войти в семью. Изменение в семейной системе в связи с появлением приемного ребенка;
  • Подготовка членов семьи и родственников к появлению приемного ребенка;
  • Выделение внутрисемейных ресурсов и ограничений для принятия ребенка в семью;
  • Знакомство и первые встречи приемных родителей с ребенком. Первые дни ребенка в семье, как помочь ему в освоении им нового физического и социального пространства. Стадии адаптации ребенка в приемной семье. Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации в семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации  семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, контакта с родными и сверстниками). Принятие ребенка в семье – условное и безусловное. Как относиться к тайне усыновления. Влияние наличия семейной тайны на жизнь семьи в целом и внутрисемейные отношения. Мотивация тайны усыновления;
  • Влияние сокрытия от ребенка его происхождения и семейной истории на его дальнейшее развитие и взаимоотношения в семье; способы разъяснения ребенку истории его семьи и его происхождения в принявшей его семье;
  • Роль специалистов в оказании помощи родителям, принявшим ребенка, в период адаптации.

Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления

«трудным» поведением ребенка.

  • Особенности поведения приемных детей в семье. Основные ошибки родителей в интерпретации поведения и чувств детей. Способы преодоления возникающих трудностей в контакте с ребенком;
  • Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Конструктивные способы взаимодействия с детьми. Методы воспитания;
  • Проблема различия в восприятии поведения премного и родного ребенка;
  • Возможные причины и формы «трудного» поведения: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, химических веществ);
  • Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм и способы их формирования;
  • Возможные причины проблем в обучении. Методы коррекции синдрома дефицита внимания, гиперактивности, задержки психического развития, проблем речевого развития;
  • Причины прерывания размещения приемного ребенка в семье по желанию замещающих родителей;
  • Понимание Слушателями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

 

Тема 9. Здоровье приемного ребенка. Санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка в семье.

  • Понятия: здоровье, факторы, влияющие на здоровье, критерии оценки здоровья, группы здоровья. Порядок и критерии оценки здоровья детей;
  • Периоды детского возраста и патологии, характерные для каждого этапа. Состояние здоровья детей, находящихся в детских домах и домах ребенка. Акцент внимания родителей на необходимости обращения к специалистам при определенных обстоятельствах;
  • Гигиеническое воспитании ребенка. Медицинские аспекты по уходу за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и его развития;
  • Ознакомление с основными требованиями к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье. Обеспечение охраны здоровья ребенка, о прививании навыков здорового образа жизни.

 

Тема 10. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению

рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Создание безопасных условий для детей в зависимости от их возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в доме ребенка, безнадзорность в кровной семье, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
  • Формирование социально-бытовых умений. Охрана здоровья;
  • Особенности сексуального развития ребенка, имеющего опыт жизни без родительского попечения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка;
  • Прогнозирование возможных рисков для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создание безопасных условий жизнедеятельности семьи и ребенка.

 

Тема 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

  • Системный взгляд на структуру семьи, стадии ее развития. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейные традиции и правила, семейная иерархия и семейные роли. Роль семейной истории и динамики семьи;
  • Процесс изменения семейной системы по мере прохождения ребенком возрастных этапов развития. Задачи семьи на каждой стадии жизненного цикла и роль ребенка в семье. Важность стабильности семейных отношений Слушателей;
  • Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Система «поддержки» семьи. Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка. Мифы и реальность приемной семьи: возможные ожидания и разочарования приемных родителей;
  • Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

 

Тема 12. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Подведение итогов освоения Курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

  • Построение диалога приемной семьи и социума – создание поддерживающего и помогающего семье пространства. Восстановление биографии и простраивание жизненной перспективы ребенка. Важность поиска корней и формирования устойчивой положительной идентичности в жизни приемного ребенка;
  • Ребенок, как продолжение рода. Отношения с биологическими родителями и родственниками. Особенности формирования отношения приемных родителей и приемного ребенка к его кровным родителям и родственникам;
  • Формирование новых семейных ритуалов и традиций для поддержания семейной системы и успешного формирования принадлежности приемного ребенка к семье. Выделение «зон развития» для семей участников тренинга;
  • Понимание Слушателями проблем своей семьи, возможностей и ресурсов. Соотнесение прежних представлений и ожиданий участников группы об особенностях воспитания приемного ребенка в семье с полученными знаниями и прожитым эмоциональным опытом на тренинге;
  • Обсуждение со Слушателями результатов освоения курса и выполнения домашних заданий. Осмысление полученного в ходе занятий опыта;
  • Проведение индивидуального собеседования (усвоение Слушателями Курса подготовки; проведение самооценки Слушателями и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание; составление итоговых заключений (по желанию Слушателей) о готовности и способности Слушателей к приему детей на воспитание в семью;
  • Вручение сертификатов.